← начало статьискачать pdf 
История автомобилестроения
На разрезе показана конструкция двигателя. 2,1-литровый четырехцилиндровый мотор оснащен сбалансированным коленчатым валом, вращающимся в четырех коренных подшипниках. Распределительный вал приводится во вращение парой шестерен, у клапанов вставные седла, а в цилиндры запрессованы сухие гильзы на весь ход поршня. Обращает на себя внимание и высота рубашки охлаждения цилиндров.

Первой настоящей послевоенной разработкой стала Победа М-20, выпускаемая московским заводом ЗИМ. После войны закон стал позволять советским гражданам иметь собственные дома и машины, так что Победа стала первым автомобилем, который продавался частным лицам. Победу также собирают в Польше. Ее даже начали экспортировать в некоторые страны Запада включая Финляндию, однако попытки завоевать Победой бельгийский рынок остались тщетны.
По форме машина в общих чертах повторяет Стандарт Вангард, с решеткой радиатора как у Джовет Джавелина и задней частью, напоминающей Пежо 203, но нужно признать, что появилась Победа в 1947 году, еще до того, как Вангард был представлен на суд публике.

Секретность, которой окружены все советские разработки, заставила многих западных комментаторов утверждать, что Победа — это еще одна копия западных технологий. Однако, это несправедливо по отношению к русским дизайнерам и инженерам, создавшим свою собственную конструкцию. Она, быть может, не сенсационно новая, но со своими оригинальными решениями, и имеет характеристики, максимально адаптированные к условиям страны, в которой система дорог все еще примитивна, а станции техобслуживания малочисленны и сильно удалены друг от друга.

Одни авторы из Соединенных Штатов заявляли, что мотор Победы — копия двигателя Джипа, другие утверждали, что он скопирован с Континенталя Ф 4140 выпуска 1938 года. Но найдется ли хоть кто-нибудь, кто видел четырехцилиндровый двигатель с четырехопорным коленвалом у Джипа или Континенталя?! Говорили, что трансмиссия — аналог фордовской модели Б 1932 года, но когда это форд Б имел открытый карданный вал со скользящими шлицами на заднем конце? Очевидно, уже этого достаточно, чтобы более детально осмотреть Победу и изучить прилагаемое к ней техническое описание с чертежами, и последующая статья посвящена результатам весьма объемных исследований.

Автомобиль представляет из себя несущий пяти-шестиместный кузов с четырьмя дверями и четырьмя окнами. Его четырехцилиндровый нижнеклапанный двигатель жидкостного охлаждения имеет рабочий объем 2,120 куб. см. и, как утверждается, развивает мощность в 49 лошадиных сил при 3600 оборотах в минуту. Указывается вес пустого автомобиля 3600 фунтов, так что машина не чрезмерно мощная, при 36,6 силах, приходящихся на тонну сухого веса. Трансмиссия состоит из сухого однодискового сцепления и трехступенчатой синхронизированной коробки передач с напольным рычагом переключения.

Передняя подвеска независимая, с поперечными рычагами и витыми пружинами. Задняя подвеска на полуэллиптических рессорах.
Силовая установка автомобиля отличается цилиндрами с сухими гильзами, запрессованными седлами клапанов и распределительным валом, приводимым во вращение парой шестерен. Коленчатый вал сбалансированный и, помимо подшипников на концах, имеет еще два подшипника — один между первым и вторым цилиндром и второй между третьим и четвертым. В середине вала, между вторым и третьим подшипниками, располагается массивный противовес. Порядок работы цилиндров 1 — 2 — 4 — 3.


Инженеры подле двигателя Победы, установленного на стенде. Электрический вентилятор отсасывает выхлопные газы, в то время как один из инженеров прислушивается к работе двигателя.

Группа около сошедшей с конвейера Победы — инженеры, ответственные за ее выпуск, во главе с Андреем Липгартом (справа).

Изучение конструкции выявило, что Победа рассчитывалась для эксплуатации в тяжелых условиях, поэтому большое внимание было уделено смазке, охлаждению и фильтрации. Карбюратор оснащен воздушным фильтром с масляной ванной, а подсоединенные к нему шланги принудительной вентиляции полости картера служат для предотвращения скапливания в картере конденсата и загрязнения его полости отложениями.
Система охлаждения состоит из трубчато-пластинчатого радиатора, вентилятора, водяного насоса с ременным приводом, а также специального литого корпуса в передней части головки цилиндров, в котором находится термостат, контролирующий поток охлаждающей жидкости через радиатор. Установленные перед радиатором жалюзи управляются небольшой рукояткой на приборной панели.
Система смазки отлично продумана для работы в тяжелых условиях. Масляный насос шестеренчатого типа приводится во вращение от распределительного вала, оснащен внешним редукционным клапаном и плавающим маслоприемником. Весь поток масла от насоса направляется в пластинчатый фильтр, расположенный снаружи картера, а оттуда часть потока следует в масляную магистраль, а другая — в отдельно расположенный второй фильтр, со сменным матерчатым фильтрующим элементом. Полнопоточный фильтр соединен с педалью стартера, что позволяет ему самоочищаться всякий раз при нажатии на эту педаль.

Особенности трансмиссии
Сухое однодисковое сцепление имеет пружинную центральную пластину диска и шариковый нажимной подшипник, на который нажимает штампованная из стали вилка. Нажимной подшипник смазывается через гибкий шланг, соединенный с колпачковой масленкой, смонтированной на поверхности картера сцепления. Этот картер отлит отдельно от блока двигателя и крепится к нему на шпильках. Картер коробки передач, в свою очередь, прикручивается к картеру сцепления. Коробка передач выполнена по обычной схеме, с простым синхронизатором между второй и третьей передачами, первая передача и задний ход включается перемещением шестерен. Передачи переключаются напольным рычагом.
Привод спидометра располагается в задней части коробки передач, а стандартный карданный шарнир на игольчатых подшипниках соединяет вторичный вал коробки и трубу карданного вала. Сзади в карданный вал на шлицах вставляется вилка заднего карданного шарнира. Шлицы смазываются шприцем и заключены в эластичный кожух из синтетической резины.
Задний мост содержит дифференциал с двумя шестернями и главную передачу на шестернях со спиральным зубом. Картер состоит из литой центральной части и привинченных к ее фланцам внешних труб. В выступающей части картера располагаются два конических роликовых подшипника, в которых вращаются полуоси, выполненные зацело с шестернями, а другие концы полуосей опираются на однорядные роликовые подшипники.

Система вентиляции картера двигателя Победы соединена с воздушным фильтром карбюратора и воздухозаборником. Показана также система фильтрации масла с пластинчатым фильтром, установленным на двигателе и включенным параллельно тканевым фильтром, который закреплен отдельно. Маслонасос, показанный здесь схематично, приводится распределительным валом и имеет плавающий маслозаборник.

12-вольтовая электросистема запитывается от современного двухщеточного генератора постоянного тока с клиноременным приводом. Применяется система зажигания с катушкой высокого напряжения. Прерыватель-распределитель имеет вакуумный и центробежный автоматы опережения, имеется также возможность ручной настройки оптимального угла. Корпус распределителя возвышается вокруг ротора, так что его крышка почти плоская с короткими втулками для контактов. Шестерня стартера снабжена подшипниками с обеих сторон и вводится в зацепление специальной педалью до того момента, как на стартер подается ток. Передняя подвеска Победы смонтирована на балке коробчатого сечения, которая прикручивается к продольным элементам рамы при помощи восьми болтов. Нижние рычаги подвески кованные. Верхние, тоже кованные, закреплены на осях гидравлических амортизаторов, которые имеют два параллельных цилиндра. Стабилизатор обычной конструкции соединяет нижние рычаги подвески. Втулки нижних рычагов с резьбой; смазываются через пресс-масленки. Задняя подвеска состоит из полуэллиптических рессор, с серьгами на резиновых втулках, задние гидравлические амортизаторы — с встречно-работающими поршнями.
Топливо хранится в 12-галлонном баке прямоугольной формы, который прикручивается к полу багажника, чем помогает придать дополнительную жесткость кузову. Топливо из бака закачивается механическим насосом с приводом от распределительного вала и подается к карбюратору. Карбюратор весьма интересной конструкции с падающим потоком, имеет встроенный ускорительный насос и игольчатый клапан с возможностью внешней регулировки потока, проходящего через основной жиклер.

Технические данные Победы
Двигатель: 4-цилиндровый, нижнеклапанный, 82×100 мм, 2,120 см³. Степень сжатия 6,2:1; 49 л.с. при 3600 об/мин.
Трансмиссия: однодисковое сухое сцепление. Трехскоростная коробка передач с синхронизатором между второй и прямой передачей. Переключатель передач на рулевой колонке. Открытый карданный вал. Главная передача со спиральным зубом. Передаточные числа коробки передач: 1.0, 1.6 и 2.3 к 1. Задний ход 3.4 к 1. Без учета передаточного числа главной пары.
Подвеска и рулевое управление: независимая, на поперечный рычагах и витых пружинах, со стабилизатором. Сзади мост на полуэллиптические рессорах. Рулевой механизм червячного типа.
Колеса и шины: 6.00×16 дюймов, на стальных дисках.
Размеры: колесная база 8 футов 10¼ дюйма. Колея 4 фута 5½ дюйма (передняя и задняя) Общая длина 15 футов 3½ дюйма, ширина 5 футов 6¾ дюйма, высота 5 футов 45/8 дюйма, вес 3000 фунтов, Объем бака 12 галлонов, заявленное потребление топлива — 21 миль на галлон, максимальная скорость 65 миль в час.

← начало статьискачать pdf 




Случайное фото:
Страница подготовлена по материалам:
[264]