Победа семьи Манаковых

Краткая биография (с лирическими отступлениями)

Она появилась на свет в г. Горьком, на автозаводе им. Молотова в 1952 г., блестя кофейными боками и сияя никелем. Имя ее звучало гордо и весомо — “Победа”.

В то время машина была трудно достижимой мечтой: люди годами стояли в очереди, чтобы приобрести ее в магазине прямо с конвейера или … купить подержанную на стихийном машинном рынке, где торговали и машинами и любыми запчастями к ним. Нам повезло, мы купили ее у своих друзей.

Она попала к нам в 1960 году в хорошем состоянии, а поскольку муж окончил авто-тракторный факультет института и имел права, то и водить и ремонтировать ее в дальнейшем проблем не было, ведь в те годы не было ни автосалонов, ни автосервиса — в почете было самообслуживание.

Вот так она стала полноправным членом нашей семьи и получила ласковое прозвище “Антилопа Гну” за свою круглую “спинку” и сходство с данной особью животного мира.
В добром здравии она прослужила нам верой и правдой 36 лет, пробежав более 100 тыс. км. и в 1996 году вместе с гаражом продали знакомым, которые занимались мелким бизнесом в городе.
Наше первое настоящее большое путешествие мы осуществили в 1961 году в Крым. Переправившись на огромном пароме (который вмещал сотни людей и десятки машин) на полуостров, мы доехали до Симферополя, а потом по дороге узкой и извилистой (в то время далекой от совершенства) направились по побережью. Описывать можно долго и много, но просто перечислю то, что запало в память — Гурзуф, Алушта, Никитский ботанический сад, Ялта, Алупка с прекрасным дворцом, Севастополь с его знаменитой панорамой и огромным океанариумом, а затем горный Крым с пещерным городом Чуфут-Кале и дворцовым комплексом Бахчисарая со знаменитым фонтаном слез.
На этом наше знакомство с Крымом завершилось и через Сиваш, а затем Херсонскую, Запорожскую и Донецкую область мы оказались в своем родном Ростове.

Да, хочется вспомнить еще кое о чем, что теперешним молодым на крутых машинах покажется невероятным — в те далекие годы на дорогах (трассах) машин было мало, особенно в вечерние и ночные часы, автозаправки были редки, так что с собой приходилось везти канистры с бензином. Наша Антилопа Гну питалась А-66 и стоил он как газировка с сиропом, 1 л. — 5 коп., т. е. 20-литровая канистра обходилась в 1 рубль! Мы могли подзаправиться только в крупных населенных пунктах, т. к. дорожных кафе и столовых не наблюдалось, а так как в то время бандитов и прочих лихих людей тоже не наблюдалось, то мы останавливались на ночь пристроившись к какому-нибудь забору на окраине села под сенью яблони или вишни и спокойно спали до утра ничего не опасаясь. Вот какие когда-то были времена.

Наше второе, не менее основательное путешествие мы совершили вместе с друзьями уже на двух машинах по дорогам Кавказа. Сначала путь наш лежал по Воено-Грузинской доргое в Тбилиси (там жили родственники друзей), а затем поездить по Грузии, Армении и Азербайджану. В 1963 г., т. е. полвека назад, эта дорога была не слишком обустроенной; приходилось пересекать вброд небольшие быстрые речушки, забывать, что где-то есть асфальт, а то и просто прижиматься к горе, уступая дорогу огромному стаду овец во главе с длинорогим вожаком козлом, сопровождаемым аксакалом в бурке и лохматыми сторожами. Дикая суровая природа гор завораживала. Карабкаясь все выше и выше мы достигли Крестового перевала, покрытого чистым первозданным снегом. Мы, конечно, не удержались и после жары в долине повалялись в снегу и поиграли в снежки. Миновав перевал, мы нашли уютное местечко и устроили привал, чтобы отдохнуть и пообедать горячим. Разожгли примус (был такой керосиновый “агрегат” в наше время) и начали варить суп. В дорогу мы запаслись и овощами и консервами.

Тбилиси очень красивый и вполне европейский город, не утративший однако своего облика. Посетили мы Гори, где побывали в домике Сталина, который находится в середине большого строения, защищающего этот домик от влияния внешней среды. в этом городе все говорило о величии и славе вождя всех времен и народов.

Ереван впечатлил не особо — современный город с красивыми фонтанами. Но жемчужиной нашей поездки стал Эчмиадзин — резиденция католикоса всех армян с его сокровищницей. В этой сокровищнице собраны дары армян со всего мира. Это настоящие, неповторимые произведения искусства из золота и драгоценных камней. Мне кажется, что даже в золотой комнате Эрмитажа, где хранятся сокровища царей, ценностей меньше. Нам повезло увидеть и самого католикоса, он вышел пообщаться с народом и держался доступно и приветливо.

В Азербайджане мы посетили только озеро Севан, где полакомились свежевыловленной форелью в кафе “Ишхан” (так называется форель по-азербайджански).
В Ростов возвращались по побережью, начиная с Кобулети, очень понравился Сухуми, полюбовались величественными соснами на мысе Пицунда, субтропиками Гагры и далее через Сочи, Туапсе, Краснодар добрались до родного Ростова.
Третье большое путешествие предприняли уже в 1968 году — через Украину, Белоруссию и столицы трех прибалтийских республик в Ленинград и, конечно, Петергоф с его дворцами и каскадами фонтанов.

Что запомнилось? В Белоруссии — радушие людей и … разбитые дороги. Как только пересекли условную границу (тогда они были именно такими) с Литвой дороги стали гладкими, строения ухоженными, а вот люди … недоброжелательными, особенно в сельской местности, делая вид, что русский язык им неведом. Городки, города, а особенно три столицы поражали своей чистотой, порядком, сохранением, даже очень бережным отношением ко всему, что касалось их предков, их истории — никаких новоделов и небоскребов, те же узкие мощеные булыжником улочки, постройки в готическом стиле, многочисленные костелы, в которых играли органы и велась служба. А еще запомнились небольшие магазинчики с очень вкусной молочной продукцией и необычными сладостями.

Был июнь, разгар белых ночей и для нас было необычно видеть, что где-то на окраине села в 12 ночи мальчишки гоняют мяч, где-то звучит музыка и на улицах полно гуляющих. В Ленинграде мы наблюдали, как в полночь разводят мосты — это очень красиво и величественно. Об этом городе можно писать бесконечно, о его красоте и истории, но скажу только, что к концу каждого дня мы уставали настолько. что почти на четвереньках добирались до электрички, чтобы доехать до Петергофа, где мы остановились на постой и где отдыхали наши машины.

Домой мы возвращались через Москву, Новгород, Харьков и далее Ростов.
Это, так сказать, наши большие путешествия, а обычные свои отпуска мы проводили в Киеве и Черновцах, где жили наши родные, с кратковременными поездками в Молдавию и по Закарпатью, любуясь бурными реками и полонинами (горными пастбищами с отарами овец). Ну а обычные летние выходные проводили на дону, в окрестностях Ростова, или выезжали на рыбалку за сотню-полторы километров, лакомясь донской рыбой и раками, коих в Дону тогда было множество, а на рынках донская селедка и раки продавались на сотни и стоили очень дешево.

Вот таким получилось не очень краткое описание 36-летнее пребывание у нас нашей Антилопы Гну. За это время ей поставили мотор “Волги” и перекрасили в темно-синий цвет.
Ее хозяин, Манаков Серафим Петрович, окончил в 1952 г. Запорожский институт сельскохозяйственного машиностроения, автотракторный факультет. Два года проработал на Дальнем Востоке, а с 1954 г. переехал в Ростов, до 1962 г. работал на заводе по выпуску культиваторов “Красный Аксай”, затем в Плановой комиссии Северо-Кавказского Экономич. р-на ст. инженером. В 1969 г. в связи с упразднением Плановой комиссии переведен на работу в трест “Севкавкомплектоборудование” начальником отдела комплектации, с 1972 г. зам. нач. управления, в 1982 г. главным инженером, а затем с ноября 1982 г. начальником управления “Севкавкомплектоборудования”. В мае 1988 г. в связи с ликвидацией управления освобожден от должности и ушел на пенсию. Награжден медалями “Ветеран труда” и “За трудовую доблесть” в 1986 г.

Текст и фотографии предоставлены
Маргаритой Георгиевной Манаковой.

         




Случайное фото:
Страница подготовлена по материалам:
[274]