2-12-85-06 - это твой номер номер номер...
© Б.Г.

“Заводские номера двигателя и шасси выбиты на табличке, расположенной под капотом. Номер двигателя выбит также на блоке цилиндров в левой верхней его части. Номер шасси выбит также на правом лонжероне рамы сверху или на переднем торце правого лонжерона кузова.”
— так гласит инструкция к автомобилю. Первоначально номера на Победе располагались несколько иначе. Табличка приклепывалась к моторному щиту. Но в 1949 году, после перемещения маслофильтра тонкой очистки с двигателя на передний щит моторного отсека, табличку начали устанавливать на правый брызговик, под капот. Немного изменился ее дизайн, шрифт стал мельче. Позже, в 1957 году табличка опять изменилась, стала более лаконичной, исчезла и без того известная информация о параметрах двигателя и применяемом топливе и масле, но появилось упоминание страны-изготовителя — СССР. Победы начали идти на экспорт, и такое уточнение теперь было нелишним.
Номер кузова на ранних Победах выбивался под задним краем капота, справа. Для номера в том месте существовала специальная выштамповка, обычно обильна залитая оловянным припоем. Набивать номер на ней очень легко, перебивать — тоже.
До 1955 года номер кузова перенесли на переднюю левую стойку кузова, в проем водительской двери, повыше ее верхней петли. Здесь тоже может оказаться толстый слой припоя, так что варить близлежащие железки нужно с особой осторожностью, чтоб номер не стек к ногам незадачливого сварщика, случаи были.
Номеров шасси вообще пока никому не удалось найти. В доживших до наших дней экземплярах прочитать что-либо на лонжеронах совершенно нереально. Но вероятнее всего, номера находились где-то тут или тут.
И, наконец, двигатель. С ним проблем обычно меньше всего. Легкодоступные и хорошо читаемые номера не оставляют почву для сомнений. Жаль только, что лишь редкие экземпляры Побед сохранили свои родные двигатели, все больше машин с замененными двигателями, а то и вообще моторами от ГАЗ-69 или ГАЗ-21. Номера этих двигателей имеют префиксы “69-” и “21-” соответственно, в документах эти цифры не отображаются, но на блоках выбиты обязательно. Еще похожий на пбедовский двигатель может иметь префикс “450-”. Это мотор от первых уазиков, близкий родственник победовского.
С расположением номеров разобрались, перейдем к собственно номерам. Некоторое время назад я разместил на сайте анкету владельца Победы. Около 70 человек внесли в нее данные своих Побед (за что им большое спасибо), и уже можно подводить первые итоги. Например, становится ясно, что год выпуска Победы проще всего определять по номеру шасси. Остальные номера не образуют такой монотонно возрастающей последовательности, а иногда машины представляют из себя набор из агрегатов разных лет выпуска и даже модификаций, хотя владелец уверяет, что ни один винт не заменялся с конвейера. Нумерация шасси сохранила преемственность при переходе от М-20 к М-20В. Смена моделей произошла где-то в интервале 150.000 – 153.000.

номера шасси: выпуск по годам
График номеров шасси


Вообще, До 1955 года номера кузова, шасси и двигателя шли почти вровень. С некоторым опережением номеров двигателя — все-таки моторы устанавливались не только на Победы, а еще и на катера, легкие самоходные артиллерийские установки, передвижные компрессорные станции, шли в торговую сеть как запчасти. На М-20 устанавливались двигатели до номера приблизительно 160.000, более поздние — на М-20В. А вот отставание номеров двигателя в первые годы производства остается загадкой. “Лишние” кузова — это видимо пронумерованные, но не принятые заводским ОТК кузова, на которые так и не поставили двигатель. А может быть ушедшие ремонтным предприятиям для переоборудования некачественных машин из первой серии.

номера двигателя: выпуск по годам
График номеров двигателей


А номера кузова в 1955 году начали считать заново. Наибольший номер кузова М-20 был порядка 122.000. График их нумерации получился кривоватым, и непонятно, толи это из-за малой выборки, то ли на автозаводе подгоняли производство машин к круглым датам и пятилеткам.

номера кузова: выпуск по годам
График номеров кузовов


Ну, и в заключении, интересная история о номерах, взята на форуме сайта http://gaz21.ru (сохранены авторские орфография и пунктуация)

[…]Со мной из-за этого вот такая фигня была. Я тоже табличку снял для покраски, потом конечно на место приклепал, но родные клепки ставить было лень, и я поставил пистолетом. Приезжаю в ГИБДД, а мне говорят, брат, мол у тебя табличка переставлялась, гони на экспертизу.
На экспертизе двое бравых экспертов путем тупого визуального осмотра, написали о каких-то дефектоскопах, трассологии, многократных лупах и прочих приборах, которых там никогда и не было, пришли к выводу, что то, что написано на агрегатах — чистая правда. Говорю им, гоните мне акт, а они вот тебе фиг, через 10 дней придешь на регистрацию, он там будет. Ладно, думаю фиг с ним, на скорость не влияет, но доверенность почти кончается. 20 дней и снова беги к старому хозяину и объясняй чему до сих пор не переоформил машину, да и где его этого хозяина искать. Жду. 10 дней прошло. На регистрации говорят, мол на табличке указан номер шасси, а на машине он нигде не выбит, гони в местное УВД, пусть заведут дело или напишут отказ о возбуждении оного. У меня все в пол. Из-за такой фигни? Денег не хотят, механизм запущен.
Пришел в милицию, они оказались вполне привычные к такому и говорят, недели через две будет готово, на вопрос про раньше мило улыбаются. Вышло раньше. А где, говорю, бумага? А они, также спокойно, мол отправили по месту. А почта у нас сами знаете. Просто DHL.
Через неделю пришел по месту, ГИБДДэшник сказал, отказ в возбуждении уголовного дела это очень хорошо, могло быть и так, что у меня был злой умысел в сокрытии истинного номера шасси и тогда… Но этого мало. Больше ничего не опускалось. Доверенности кирдык. “Чего тебе ещё надобно старче?” — спрашиваю. А он посылает меня в прокуратуру для узаконивания решения об отказе. Делать нечего, иду.
Что удивительно и там нашелся нормальный человек, который не послал, а проникся вопросом, когда узнал из-за чего сыр-бор. Но так до конца и не выяснили, как же мне помочь. Решили отложить на пару дней, за которые он обещал прояснить ситуацию. И прояснил. Пиши, говорит, заявление о том, что опером таким-то, было отказано в возбуждении… Я загрустил. Мне стало жалко того самого опера, что так быстро закрыл мое дело. Стоп, говорю, я попозжее загляну. Твое дело, сказал мне прокуратор.
Я к оперу, мол так и так, какую-то заяву на тебя катать надо, а он мол не ссы, все путем. Так положено. Вот тебе номер отказного и примерный текст заявления. На вопрос о том как быстро это в прокуратуре бывает он мило сказал, от месяца до полугода, если конечно в суд не передадут. И будет вам счастье!
По ходу дела связался с бывшим хозяином, он оказался КОЗЛОМ! После долгих рыданий, о том, ЧТО он мне продал, да всего за тыщу зелени, а теперя такая хрень стоит типа тыщ десять, он согласился за 300 баксов написать новую доверенность. (Видимо чуял, гад, что в машину кучу денег вгрохано и отступать мне некуда). Хотел к нему неформалов направить, но потом решил. Да чтоб тебе эти бабки поперек горла стали. И ведь станут, у меня харизма злая :). Бог ему судья, а я в прокуратуру.
Там все как опер сказал и вышло. Для начала месяц на официальный ответ, плюс почтовые услуги, чтоб этот ответ до меня довести. На руки низзя. О как! Мне повезло, знакомый им что-то там чинил и за меня слово замолвил. Вышло две недели.
Прихожу в ГАИ, вот мол документы, а они нет нам оригиналы нужны а не копии. Оригиналы, говорю, в дела подшиты. Твое дело, говорят, ты и решай. Я по кругу.
На удивление все вышло легко, на копии поствили толкушки и чиркнули где надо. При этом дико уссывались, что из-за такой фигня столько энергии угробили. ГАИшника это устроило. Ну думаю — отмучался.
Увы! Пригоняй машину на осмотр. Какой осмотр! Ей только в ж…пу не смотрели. Я её уже на колодки поставил, бензин слил и масло в цилиндры. Низззя без осмотра. Может благодарность примите? Низзззяяяя! Пригнал, благо сухо было, а он гад к ней ближе чем на десять метров и не подошел. Ему тоже от харизмы влетит :).
Пошел сдавать номера и документы. Принимал другой человек. Читал-читал, читал-читал. А зачем говорит вся эта байда? Я ему, мол, что не было злого умыcла, а только чтоб табличку не красить. Он ржал минут десять. Да ты, говорит, срубил бы новые заклепки, поставил на жвачку старые и ездец! Хороший человек, где же ты раньше был.
Два месяца, триста баксов и 800 руб, не считая похождений.
Господа! Не рубите таблички!

©max, Москва







Случайное фото:
Страница подготовлена по материалам:
[209] [210] [211] [212] [196] [213] [214] [215]