Сканы стр. 1 2 3 4 5 6 7 | окончание статьи → |
И вот пришла
“ПОБЕДА”
Роман ЧЕРЕМНЫХ, Леонид ТОЛМАЧЕВ
В отечественном автомобилестроении ГАЗ–М20 “Победа” занимает особое положение. Это была и первая послевоенная модель Горьковского автозавода имени Молотова, и первый отечественный автомобиль серийного производства с несущим кузовом понтонного типа. Именно благодаря кузову такого типа, когда передние и задние крылья со средней частью составляют единое целое, удалось добиться нового восприятия, классического решения автомобиля, где даже внутренний объем кузова воспринимался как роскошный. Появившись в 1945 году, этот автомобиль не претендовал ни на какое иное имя — только “Победа”.
1943 год. Красная Армия выиграла сражение в Сталинградской битве. Перелом войны в пользу Советского Союза стал очевидным. Вера в скорое окончание войны, надежды на мирную жизнь утверждались в советских людях: “Скоро придет Победа!” Подтверждением этой веры была работа, днем и ночью кипевшая на Горьковском автозаводе.
Правительственное задание на проектирование нового автомобиля с заданными характеристиками конструкторы ГАЗа получили зимой 1941/42 года. В качестве образцов им были предложены несколько американских и немецких машин с несущими кузовами. И уже весной 1943-го по эскизам художника-конструктора Вениамина Самойлова под руководством ведущего конструктора Юрия Сорочкина были готовы несколько гипсовых моделей будущего автомобиля в масштабе 1:5, что в ту пору для отечественного автомобилестроения было новинкой.
Главный конструктор ГАЗа А. А. Липгарт и конструктор двигателей ГАЗа — Н. А. Астров (слева) |
Испытания удлиненной “Победы” на стенде помогли в проектировании ЗИМ–12 |
При конструировании приходилось учитывать весь опыт, накопленный иностранными производителями: своих методик таких расчетов просто не существовало. По нескольку раз разбирали, собирали, снова разбирали “подопытные” иномарки. Трудность заключалась и в том, что американские машины, которых было множество, не совсем подходили проектируемому легковому автомобилю по классу (средний класс). Поэтому больше приходилось ориентироваться на немецкий “Опель Капитан” 1939 года, на который в общих чертах полномасштабный макет, изготовленный из красного дерева, был похож. Сложность была и в том, что проектировщики не могли выйти за рамки уже освоенного, так как заводу, выпускавшему грузовики (в том числе и американские “Форд–GST”), танки, снаряды и другую военную технику, было не под силу разворачивать научно-исследовательские, опытные и конструкторские работы по новому автомобилю.
Компоновка автомобиля ГАЗ–М20 “Победа” |
Были и другие причины. Летом 1943 года один из самых крупных продуцентов военной техники ГАЗ подвергся массированной бомбардировке. Во время 25 воздушных налетов на предприятии были разрушены порядка 50 промышленных зданий, в цехах выведено из строя 9000 метров конвейерных линий и транспортеров, почти 6000 единиц технологического оборудования. Тем не менее к концу августа все было отлажено, и завод приступил к работе в прежнем ритме. Одновременно готовились и утверждались типоразмеры сварочных кондукторов и пресс-форм под штамповочное производство.
Такая спешка (выпускать продукцию, восстанавливать производство и проектировать с чистого листа новый автомобиль) отразилась негативно сразу после выпуска первого прототипа 6 ноября 1944 года. Малоизученные в те времена особенности зрительного восприятия дали о себе знать: на кривизне постоянного радиуса объемных элементов “вылез” обширный, слегка размытый в центре блик, что создавало иллюзию прогнутости передних крыльев. Эту и последующие недоработки, всплывающие то тут то там, приходилось устранять на ходу.
И все же анализ и учет особенностей конструкции, дизайна иностранных легковых автомобилей позволили видеть машину такой, какой ее сохранят в своем сердце многие поколения советского народа. Тут уж точно — из песни слова не выкинешь. Хотя авангардность идеи в самом начале работы не была принята всеми сразу. Конструкторам и художникам далеко не чужда была консервативность. Приходилось идти на уступки, например, сохранить стиль отделенных от верхней части по горизонтальному “бордюру”, проходящему под окнами, рудиментов подножек и ярко выраженный капот аллигаторного типа.
ГАЗ–М20 “Победа”-кабриолет образца 1949 г. |
Кабриолет “Победа” 1955 года. |
Машина была доведена в том объеме, в каком это можно было предусмотреть для опытного образца. По сложившемуся негласному правилу было принято решение показать автомобиль в Кремле, Сталину. (Кстати, такая практика была нарушена один раз. Осенью 1940 года фото не вышедшего еще в серию автомобиля КИМ–10 было опубликовано в газете “Известия”. В статье не отражалась реальная обстановка, сложившаяся на заводе КИМ. По решению Сталина, возмущенного “невежеством”, был снят с работы нарком Лихачев и переведен обратно — “руководить ЗИСом”, а директор КИМа Кузнецов попал под суд: “введение в заблуждение советской общественности”.)
Итак, Кремль, 19 июля 1945 года. По распоряжению наркома средней промышленности С. А. Акопова был устроен показ новых отечественных автомобилей. На нем присутствовали, можно сказать, “Сталин и остальные”, ибо в воспоминаниях о том дне упоминаются немногие: первый заместитель наркома иностранных дел В. М. Молотов и заместитель председателя Совнаркома Н. А. Вознесенский. Впрочем, в мемуарах можно встретить упоминание об отдельных лицах из правительства и военных чинах из генштаба. Сейчас трудно установить их присутствие с уверенностью: на снимках, сделанных тогда, их или не видно, или просто не могло быть в то время и в тот час. Достаточно сказать, что ключевая роль в утверждениях “нужна машина или не нужна” отводилась “отцу народов”. Отношение же Сталина к машине было скептическим. На просьбу дать имя детищу было нехотя констатировано: “Невелика победа, но пусть будет “Победа”. Как отнесутся потомки к этой фразе, никому было не интересно.
При показе внимание было обращено больше на внешний облик автомобиля, вернее, на его плоскую переднюю часть. Выразили сомнение относительно пользы от прожорливого 75-сильного шестицилиндрового двигателя. “Да и вообще, нужно ли нам три типа легковых автомобилей? Нельзя ли обойтись только ЗИС–110 и малолитражкой”, — молвил Иосиф Виссарионович.
Сканы стр. 1 2 3 4 5 6 7 | окончание статьи → |