Сканы стр. 1 2 3 4  

Personal transport

ГАЗ-М20 «Победа». Первый показ — 1946 г. (И. В. Сталину). Дизайнер — В. М. Самойлов. Версия кабриолет — 1949 г. Изменения в конструкции подвески, другой двигатель, колеса, цвет кузова, отделка салона — 2004 г. Изготовитель — Владимир Беляев. Chrysler PT  Cruiser. Первый показ — 1999 г. Версия кабриолет — 2004 г. Дизайнер — Брайан Несбитт (Brian Nesbitt).

Текст Никита Розанов фото Александр Ноздрин

Обычно тест собирает автомобили, которые можно сравнивать по объективным параметрам: кубические сантиметры объема двигателя, показатели динамики, комфорта, близкий ценовой диапазон. Эту пару не объединяет ни один из привычных показателей. Более того, классическая «Победа» подверглась переделкам и стала походить на эффектный hot rod, a PT Cruiser и вовсе по американской классификации грузовик (track)… Но обратите внимание на сходство образов — оно бесспорно. Поэтому тест на этот раз будет состоять всего лишь из одной подрубрики — «Как они выглядят».

Историческая справка

«Победа» — почти единственный отечественный автомобиль, подозрения в копировании формы и стиля которого не возникали никогда. Быть может, оттого, что многое в нем было сделано впервые. Впервые в СССР в начале работ был построен полноразмерный макет, кузовная поверхность корректировались математически, был освоен несущий кузов. Но главное, впервые в мире архитектура серийного автомобиля имела «понтонную» форму. Имя, кстати, тоже было дано советскому автомобилю впервые, до этого модели получали только индекс. Идее постройки «Победы» более 70 лет. Еще до войны художник Валентин Бродский выполнил первый набросок автомобиля, отличающегося от «эмки» формой кузова, отсутствием выступающих подножек, а также единой поверхностью боковины. Работы возобновились лишь в 1943 году, и окончательный вариант дизайна «Победы» выполнил Вениамин Самойлов. Надо признать, что идеи подобной архитектуры уже витали в мире, а к их воплощению ближе всех находились американцы. Однако никто из производителей не отваживался начать первыми. Первыми стали мы.

PT Cruiser — ремейк на предвоенный американский стиль. Еще это характерный представитель ретродизайна конца 90-х гг., когда стилисты искали выразительность нового века. Вскоре были перепробованы, казалось, все варианты жесткого авангарда и лимит новых форм иссяк. Однако шеф дизайна Chrysler Том Гейл (Tom Gale) вовремя вспомнил про любовь соотечественников к хот родам. Забава переделывать по уикендам старый дедушкин автомобиль в «маленькую пушку» на широченных «сликах» с высотой профиля в «два мотка скотча» незаметно превратилась в стиль жизни немалого числа американцев. Именно для них стилисты Гейла и придумали сначала родстер Prowler, а затем грузопассажирский PT Cruiser. Работа началась в 1995 г. под кодом Street Smart («Уличный Умник»), где под «умником» подразумевалась утилитарность кузова «универсал», а под определением «уличный» — озорная хотродовская ориентация.

Снаружи

Естественно, что сегодня хорошо сохранившаяся «Победа» — мечта коллекционера, а просто сохранившаяся — мечта любителя автоэкзотики, в которую ее превратят умелые руки. Силуэт «Победы» динамичен, а благодаря «подслеповатым» окошкам весьма характерен и несет запоминающийся образ. Все это прекрасно согласуется с идеологией hot rod, и для получения нужного эффекта энтузиастам не придется заморачиваться укорачиванием стоек крыши и расколачиванием колесных арок.

За все уже уплачено. Остается лишь выбрать более эффектный цвет (металлик — вполне подходит) и заменить диски колес и резину. И вы сразу почувствуете «ветер перемен». РТ Cruiser готов к употреблению немедленно, как размороженная в микроволновке пицца, и, заплатив около $30 000, можно уже на пути из салона в ГАИ начать насвистывать что-нибудь из Пресли и присматривать место на парковке возле ночного клуба. Вас запомнят и узнают. К «Победе» последнее, впрочем, относится тоже.

Внутри

Интерьер РТ Cruiser — также ремейк на американскую классику 40-х гг. В композиции панели приборов нет и намека на новомодные трактовки размещения приборов или использования в отделке дерева или углепластика. В память о прошлом панель симметрична и снабжена вставками из окрашенного в цвет кузова пластика, а центральная консоль не соединяется с накладкой тоннеля пола. Все это есть и у «Победы». С той лишь разницей, что ее стиль не притянут, что называется за уши. Так 60 лет назад думали стилисты и компоновщики, только так могли штамповать и собирать технологи и производственники.

КТО ЕСТЬ ЧТО
 ГАЗ-М20 «Победа»Chrysler РТ Cruiser
Двигатель  
ТипБензиновыйБензиновый
Рабочий объем, см³21121996
Макс мощность. л. с. при об./мин52/3400136/5500
Динамика  
Максимальная скорость: км/ч105160
разгон 0-100 км/ч, с4612,8
Общие данные  
Расхсод топлива (EU), л/100 км13/187,8/12,6
Объем топливного бака. л5557
Колесная база, мм27002615
Длина, мм46654296
Ширина, мм16951705
Высота, мм15901600
Клиренс, ммн. д.15
Масса снаряж./полн, кг1350/19001425/1900

Истинный hot rod всегда персонифицирован. Поэтому Chrysler дал автомобилю индекс РТ — аббревиатура Personal Transport («Индивидуальное транспортное средство»). Я думаю, что название во многом и обрекло автомобиль на стиль, балансирующий на грани эпатажа, хотя сегодня то же самое можно сказать и о «Победе», но это уже заслуга не названия, а исторического автомобиля.

Резюме

Уникальны оба. «Победа» — не только в связи с возрастом и заслугами в отечественной и мировой автомобилизации, а еще по причинам авторской переделки, РТ Cruiser — по принадлежности к пионерам стиля «ретро». Чтобы стать владельцем РТ Cruiser понадобятся немалые деньги и такие же амбиции. Аналогично же «заряженная» «Победа» станет вашей при наличии умелых рук и массы свободного времени.

Истинный hot rod всегда уникален. Поэтому Chrysler присвоил своей новинке индекс PT (от Personal Transport)

Автомобили предоставлены:
Chrysler РТ Cruiser-компанией «Автолайт», теп. (095) 799-9090; ГАЗ-М20 — Владимиром Беляевым
 Сканы стр. 1 2 3 4  




Случайное фото: