← начало статьиСканы стр. 1 2 3 4 5  

Следует отметить, что серийный кузов автомобиля “Победа” и его внутреннее оборудование подверглись лишь небольшим доработкам. В передней части для подвески лыж была установлена сварная рама. Она имела площадки, в которые упирались пружинные амортизаторы и на которые ставились автомобильные демпферы. На раму наваривались кронштейны для крепления элементов передней подвески лыж, рулевого управления и буксирный крюк. Образовавшееся под передним капотом пространство снизу зашивали листом.

К передним и задним крыльям на винтах крепились боковые щитки, закрывающие вырезы колес. Пространство под крыльями передних колес использовали под топливные баки. Сверху прорезали отверстия для подхода к заливным горловинам баков и датчикам бензиномеров.

Рис. 4. Передняя подвеска лыж:
1 — подкосы, 2 — передняя балка корпуса, 3 — амортизационная пружина, 4 — резиновый упор, 5 — гидравлический демпфер двустороннего действия, 6 — рычаг демпфера, 7 — стяжной болт, 8 — эксцентричная ось, 9 — резиновый упор, 10 — стойка, 11 — шпилька крепления шкворня, 12 — бронзовая втулка кронштейна, 13 — упорная шайба, 14 — гайка крепления лыжи, 15 — автомобильная полуось, 16 — усилительная насадка, 17 — кронштейн кабанчика, 18 — кабанчик передней лыжи, 19 — шкворень, 20 — опорный подшипник, 21 — осевой болт, 22 — чашка пружины, 23 — болт.

Переделанная приборная доска автомобиля закреплялась на резиновых амортизаторах и включала приборы, контролирующие работу двигательной установки, и сигнальные лампочки.

Слева от приборной доски и рулевой колонки поставили электрощиток с тумблерами управления электроагрегатами и сигнальные лампочки. Под щитком находилась панель электропредохранителей. Справа от доски приборов, ниже ящика для документов вывели ручки управления жалюзи двигателя, масляного радиатора и заслонки подогрева воздуха на входе в карбюратор. Под приборной доской, на полу уместился пульт управления топливной и воздушной системами. На нем установили ручной топливный насос, пусковой насос запуска двигателя, воздушные краны и манометр.

Автомобильные сиденья со спинкой сохранили, а кабину от грузового отсека отделила застекленная переборка. Окна переборки и стекла дверей грузового отсека снабдили металлическими решетками.

В задней части кузова снята конструкция, отделяющая багажник от пассажирской кабины, и убрано заднее пассажирское сиденье. Взамен установлена сдвинутая назад перегородка, за счет чего увеличена емкость грузового отсека. На ней смонтировано жесткое складное сиденье. В сложенном положении оно представляет собой второй пол. В перегородке предусмотрен съемный люк, обеспечивающий доступ изнутри грузовой кабины в моторный отсек, к масляному радиатору, агрегатам двигателя и системам.

Заднее стекло кузова автомобиля снято и заменено съемным люком, служащим для подхода к двигателю снизу.

На боковых наружных стенках задней части кузова наклепаны воздухозаборники, через которые встречный лоток воздуха по специальным воздуховодам поступает на охлаждение маслорадиатора. На крышке багажника автомобиля сделано круглое отверстие для выхода тоннеля маслорадиатора.

Днище кузова также подверглось изменению. Снят ряд мелких кронштейнов и узлов автомобильных систем. Доработан короб, внутри которого проходил карданный вал. Его выступающая вниз часть срезана и заварена стальным листом заподлицо с нижней обшивкой днища. В образовавшемся тоннеле проложены коммуникации управления двигателем и его агрегатами и отопительная сеть, подводящая теплый воздух от отопителя в кабину водителя.

Рис. 5. Рулевое управление:
1 — сошка, 2 — шаровой болт, 3 — средняя рулевая тяга, 4 — промежуточная качалка, 5 — тяга правая, 6 — болт, 7 — рычаг правый, 8 — червячный механизм рулевой колонки, 9 — рулевая колонка, 10 — редуктор, 11 — рычаг управления шагом воздушного винта, 12 — рулевое колесо, 13 — кронштейн, 14 — валик управления шагом воздушного винта, 15 — полуось передней подвески, 16 — рычаг левый, 17 — резьбовой наконечник тяги управления, 18 — качалка, 19 — тяга левая.

Для надежного крепления элементов подмоторной рамы и задней подвески лыж под заднюю часть кузова подведена сварная металлическая рама, состоящая из двух продольных лонжеронов коробчатого сечения, соединенных двумя поперечными балками. Она крепится лонжеронами к передним узлам подвески задних рессор машины и к балкам днища кузова.

Лыжи аэросаней взаимозаменяемые, клепаной конструкции. Они изготовлены из дюралюминия в сочетании со стальными сварными элементами. Корпус лыжи включал наружную обшивку, поперечный и продольный набор — диафрагмы и продольные профили. К ним приклепан кабанчик, служащий кронштейном крепления лыж к полуосям подвески. Он состоит из клепаного основания, имеющего поперечную перегородку, связанную с каркасом лыжи, и стального сварного кронштейна с втулкой, которой он надевается на полуоси. Этот кронштейн крепится болтами к основанию.

Передние и задние концы корпуса лыжи имели стальную оковку, предохранявшую их от повреждений при ударах. Снизу под корпус монтировалась съемная подошва. Она состояла из самой подошвы — для уменьшения сопротивления трения — из листа нержавеющей стали, набора продольных профилей, поперечных элементов и наружного подреза, обеспечивающего устойчивость движения аэросаней, их управляемость. Ко всему подрез предотвращал боковое скольжение (занос) машины.

Подошвы лыжи с корпусом соединялись на винтах, для чего по периметру корпуса ставились анкерные гайки.

Рис. 6. Лыжа аэросаней “Север–2”:
1 — носовая накладка, 2 — планка крепления полиэтиленовой подошвы, 3 — обшивка корпуса, 4 — внутренние диафрагмы, 5 — обшивка кабанчика, 6 — вертикальная переборка — стойка кабанчика, 7 — болт крепления, 8 — кронштейн кабанчика, 9 — бронзовая втулка, 10 — хвостовая накладка, 11 —  подошва, 12 — бортовой уголок, 13 — подрез, 14 — полиэтиленовая подошва.

Передняя подвеска почти целиком состояла из “штатных” элементов автомобиля М–20. В ней использованы пружины и их чашки, подкосы, стойки соединения подкосов с гидравлическим демпфером, сам демпфер, поворотная полуось и все болтовые соединения с регулирующими эксцентриковыми втулками. Дополнительно изготавливались только насадка на полуось да гайки крепления кабанчиков лыж на полуосях и валики, фиксирующие гайку и предотвращающие ее самопроизвольное отворачивание.

Задняя подвеска была выполнена по пирамидальной схеме. Она состояла из полуоси, разгрузочного подкоса и пневмогидравлической амортизационной стойки. Соединения полуоси и разгрузочного подкоса с узлами на задней раме корпуса и амортизационной стойки нижним ее концом с полуосью и верхним узлом на ферме подмоторной рамы осуществлялись через карданные сочленения. Полуоси — трубчатые, с внешнего конца имели вваренные точеные хвостовики, на которые надевались кронштейны кабанчиков лыжи.

Трубчатый разгрузочный подкос имел со стороны подсоединения к полуоси втулку с внутренней резьбой. В резьбу вворачивалась вилка, при помощи которой изменяли длину подкоса и регулировали параллельность лыж.

Направление движения аэросаней изменялось поворотом передних лыж, осуществляемым водителем с помощью рулевого механизма. Детали элементов управления в основном были сохранены автомобильные, но для уменьшения усилия, прилагаемого водителем к рулевому колесу, в рулевую колонку ввели шестеренчатый редуктор. Имеющийся на колонке рычаг переключения скоростей использовали для привода принудительного изменения шага лопастей воздушного винта.

Скорость движения аэросаней варьировалась за счет изменения тягового усилия воздушного винта и зависела от частоты вращения и угла установки лопастей. Торможение обеспечивалось переводом лопастей воздушного винта в положение “реверс” электротумблером, расположенным на доске приборов.

На аэросанях устанавливался двигатель воздушного охлаждения с девятью звездообразно расположенными цилиндрами.

На двигателе навешены: генератор, два магнето, двухступенчатый масляный и бензиновый насосы, воздушный компрессор, воздухораспределитель и регулятор воздушного винта.

Двигатель крепится к кольцу моторной рамы на резиновых амортизационных втулках. Воздушный винт на вал редуктора двигателя установлен на шлицах и закреплен специальной гайкой, навертываемой на резьбовую законцовку вала.

Запас топлива в трех баках: в баке автомобиля и в двух емкостях, установленных справа и слева под передними крыльями, там, где на автомобиле расположены управляемые колеса. Эти баки посажены на ложементы и крепятся металлическими лентами с войлочными прокладками и натяжными резьбовыми муфтами.

И. ЮВЕНАЛЬЕВ
Рисунки по авторским эскизам выполнил художник М. Симаков.
← начало статьиСканы стр. 1 2 3 4 5  




Случайное фото: